Император Нерон вошел в историю не только как кровавый деспот, устраивавший массовые казни, но и как поджигатель Рима. Ему якобы очень хотелось полюбоваться огромным пожарищем, спеть арию перед огнем, и в то же время он хотел наказать жителей города, которые, по его мнению, недостаточно почитали его. Так ли это было на самом деле?
... начало статьи
Пожар произошел в жарком июле 64 года. Ночью загорелись лавки, окружавшие Большой цирк, затем занялись деревянные трибуны. Поднявшийся сильный ветер погнал пламя на густонаселенные районы Палатина и Целия. Огонь распространялся с такой скоростью, что люди едва успевали выскочить из жилища. При этом, как было написано в хрониках, пламя неожиданно появлялось и в других частях города. Это наверняка были очаги поджогов.
Римский историк Тацит писал, что никто не решался принимать меры предосторожности, чтобы обезопасить свое жилище, вследствие угроз тех, кто запрещал бороться с пожаром». Кто же запрещал бороться с огнем? Отдать такой дикий приказ могло только одно бремененное всей полнотой власти. Но Тацит не делает вывод, что инициатором поджога был Нерон. Он только отмечал, что Нерон любовался с возвышенного места буйством огненной стихии и пел о гибели Трои.
Зато другой античный автор, Светоний, прямо утверждал, что Рим поджег Нерон. Многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать. Горели дома древних полководцев, горели храмы богов, горело все достойное и памятное, что сохранилось от древних времен. Нерон смотрел на этот пожар с наслаждением, он даже оделся в театральный костюм.
Таким образом, напрашивается вывод, что пожар в Риме инициировал Нерон, так как он ранее неоднократно говорил о том, что Рим застроен хаотично, его надо сжечь и построить заново. Судя по буйному характеру императора, его полной невоздержанности, он вполне мог спалить свой город.
Но, с другой стороны, зачем ему надо было сжигать свой золотой дворец, в котором он любил прогуливаться и петь свои арии?..