Германец на Римском троне Господин Великий Новгород Папесса на троне Хитрости княгини Ольги Изгнанный бог Перун Леди Годива из Клвентри Кровавый путь крестоносцев Богатырь с русской печи Конец ордена Тамплиеров Закат величия рыцарства Черная смерть Европы А был ли Вильгельм Телль Саван для Христа Костер для Орлеанской девы Гарем турецкого султана Вампир Брэма Стокера Заблуждения Колумба Лукреция из семейства Борджиа Враг папы Римского Шарлатан или провидец Легенды Покровского храма Кровавая свадьба в Париже Западня для Королевы Лжедмитрий-царь Московский Невероятная судьба Сервантеса. Злой рок Караваджо Жизнь за царя Шекспир или не Шекспир
Легенды Покровского храма

Как известно, после окончания строительства на Красной площади Покровского храма в 1561 году, известного еще как собор Василия Блаженного, Иван Грозный, пораженный его красотой, спросил создателей, могут ли они возвести еще лучшую церковь. Те ответили утвердительно. И подписали себе приговор: вероломный царь приказал обоим выколоть глаза. Чтобы ничего лучшего они никогда создать больше не смогли.

Имена тех двух несчастных архитекторов-строителей сохранились — это псковский мастер Постник и Барма. Однако, согласно современной версии, Постник и Барма — это одно и то же лицо — Иван Яковлевич Барма. Из-за ревностного выполнения всех религиозных постов он был прозван Постником. Ему никто не выкалывал глаза, это легенда. Его имя обнаружилось позднее при строительстве других зданий, в частности Казанского кремля.

Есть еще одна версия — собор сооружали западноевропейские мастера, скорее всего итальянские, из числа тех, которые возводили Кремль. Но народная молва не захотела сохранять в памяти чужеземные имена и оставила только русские, понятные всем. Эти русские люди были помощниками у заморских архитекторов. Какая версия истинная, теперь сказать трудно.

По такому же «народному» принципу Покровскому собору дали имя Василия Блаженного — юродивого, который круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом и носил вериги. Он постоянно изобличал ложь и лицемерие. Бояре его боялись и избегали встречи с ним. Василий Блаженный не только кривлялся, но сыпал остротами, говорил колкости и не боялся в лицо царю произносить дерзости. Убить блаженного — великий грех, и Грозный не хотел брать его на душу, а еще больше он боялся народной смуты. Когда юродивый умер в 1552 году, то его гроб несли Иван Грозный и бояре, а митрополит Макарий совершил отпевание. Блаженного похоронили рядом с собором, в 1588 году на месте его погребения по повелению царя Федора Иоанновича возник придел Василия Блаженного, давший позднее название собору.

читать далее →



древний мирсредневековьеновое времяновейшая историяглавная